Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26.12.2017:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. В образовательном процессе сегодня педагогам необходимо создавать условия, обеспечивающие возможность ее формирования – это способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
В целях оказания методической помощи учителям общеобразовательных организаций Томской области в планировании и осуществлении профессиональной деятельности по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, проведении образовательных мероприятий, направленных на развитие функциональной грамотности, в декабре 2023 года ТОИПКРО был подготовлен электронный сборник методических материалов по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, в который включены лучшие работы педагогов по итогам регионального конкурса методических разработок по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся (состоялся в октябре-декабре 2023 года).
Особенностями сборника являются: электронная публикация материалов педагогов, участников вышеуказанного сборника, по различным школьным предметам и всем направлениями функциональной грамотности – в сборник вошли примеры уроков и практических заданий, направленных на формирование и оценку читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций.
Материалы сборника представляют интерес для широкого круга специалистов в области образования: учителей, преподавателей, методистов. Опубликованные методические материалы позволят учителям использовать их на разных этапах урока и внеурочной деятельности.
Электронный банк заданий
На сайте ФГБНОУ «Институт стратегии развития образования российской Академии образования» представлен банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на уровне основного общего образования по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к задания:
- На сайте Федерального института оценки качества образования представлены открытые задания PISA.
- На сайте ФГБНОУ «Федеральный институт педагогических измерений» представлен открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности
- Электронный банк заданий на портале «Российская электронная школа».
- Руководство пользователя электронного банка заданий на портале «Российская электронная школа».
- Материалы Центра оценки качества образования ИСРО РАО
- Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение».
- Банк заданий по функциональной грамотности Московского Центра оценки качества образования.
- Марафон по функциональной грамотности на Яндекс учебнике.
Родителям о "Функциональной грамотности"
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования. В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
- в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания на компьютере;
- все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA; исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Полезные ссылки:
- Всероссийский форум экспертов функциональной грамотности. Читательская грамотность.
- Российский учебник. Чтение: смысловое, продуктивное, функциональное.
- Г. В. Крюкова. PISA -2022. Читательская грамотность.
- Задачи на грамотность чтения.
- Основные подходы к оценке читательской грамотности.
- Составление заданий по формированию читательской грамотности.
- PISA. Рекомендации по формированию читательской грамотности.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Полезные ссылки:
- Всероссийский форум экспертов функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.
- Комплекс учебных заданий на формирование естественнонаучной грамотности на уроках. биологии.
- PISA. Рекомендации по формированию естественнонаучной грамотности.
- Российский учебник. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
- Задания на формирование естественнонаучной грамотности.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Полезные ссылки:
- Особенности формирования и оценки математической грамотности как компонента функциональной грамотности.
- Математическая грамотность. Разговор с экспертом.
- Всероссийский форум экспертов функциональной грамотности. Математическая грамотность
- Формирование математической грамотности.
- Готовимся к PISA-2022. Математическая грамотность. Разбор заданий.
- Формирование математической грамотности младшего школьника на уроках математики.
- Математическая грамотность. Учимся для жизни.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Полезные ссылки:
- Задания в формате международных исследований PISA по финансовой грамотности.
- Всероссийский форум экспертов функциональной грамотности. Финансовая грамотность.
- Результаты международного исследования PISA-2018 по финансовой грамотности.
- Обзор УМК и электронных образовательных ресурсов для развития финансовой грамотности.
- Высшая школа экономики. Финансовая грамотность.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Полезные ссылки:
- Глобальные компетенции в структуре функциональной грамотности.
- Как учителю спроектировать урок с учётом развития креативного мышления.
- Методологии и методики. Как школьникам научиться системно придумывать идеи.
- Как проектировать урок на развитие креативного мышления.
- Предпосылки к развитию креативности. Параметры креативного мышления.
- Всероссийский форум экспертов функциональной грамотности. Креативное мышление.
- Виды оценки креативного мышления у школьников.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Примечание: